PickPickPick Среда, 18.06.2025, 23:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Випічка [211]
Випечка [4]
Салаты [115]
Новости [60]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Март » 15 » Александр Михайлович Кошурников – легендарная личность
07:31
Александр Михайлович Кошурников – легендарная личность
Я родом из этих легендарных мест и посему просто обязана рассказать людям, что это такое – «Непроходимая Тайга», какую страшную силу и красоту таят в себе Саянские хребты.Александр Михайлович Кошурников – легендарная личность времён 1905-1942 гг. «Трасса Мужества»

Я родом из этих легендарных мест и посему просто обязана рассказать людям, что это такое – «Непроходимая Тайга», какую страшную силу и красоту таят в себе Саянские хребты. Сердечно благодарю, глубоко уважаемых авторов, чьими подробными описаниями тех времён я воспользовалась.
Наши очень далёкие предки придавали смерти, тех, кто пересказывал историю своими словами, искажая факты, и по тому седовласые старцы заставляли молодёжь правильно заучивать каждое слово, включая правильно поставленное ударение. Хочу напомнить Вам о том, какие потрясающие люди ходили по нашей Сибирской земле, которые писали историю своей судьбой, отдавая на благо потомков свои драгоценные жизни.

Александр Михайлович Кошурников – (13 марта 1905 года, село Харабли Астраханской губернии – 3 ноября 1942 года на реке Казыр) – талантливый инженер–изыскатель, мостовик. Под его руководством выполнялись изыскания и проектирование ж/д линий Новосибирск – Ленинск, Сталинск – Абакан, Кулунда – Барнаул и другие. Последняя его работа проектирование линии Абакан – Тайшет.

Александр родился в семье изыскателя и строителя российских железных дорог Михаила Кошурникова, в калмыцкой степи, в сельской местности под названием Харабли (где–то между Царицыном и Астраханью).
В 1913 году семья Кошурниковых переехала в Томск, здесь же он окончил губернскую гимназию.
Во время революции А.М. Кошурников ушел с мужиками в партизаны. Кашеварил. Писал под диктовку командира. Вместе с соратниками перелез, через Яломанский белок зимой и зашёл в тыл бандиту Кайгородову, принимал участие в ликвидации офцеров в Катанде. Вернулся в родительский дом 1921 году, где упорно готовился к экзаменам и через два года поступил в Томский политехнический институт на инженерно–строительный факультет.
В летние каникулы вместе с отцом три года подряд ездил на Север, проектировать лесовозные дороги в бассейнах Вычегды, Мезени, Емцы.
На первые самостоятельные изыскания Александра Кошурникова послали за Томск, в сырые и сумрачные урманы проводить технические изыскания железной дороги Томск – Асино.
С 1930 года работал в Новосибирском Сибдоржелстрое начальником группы партии технических изысканий железных дорог, где Кошурников познакомился с будущими учениками.
С Женькой Алексеевым он познакомился весной 1932 года на памятных ангарских изысканиях в г. Братске, который тогда считался глухоманью. Гидрологи, лесные таксаторы, изыскатели, геологи. Поисковые партии экипировались в Братске и уходили в тайгу. Ни одному инженеру и технику в партии Кошурникова не стукнуло еще тридцати. Двадцатисемилетний начальник партии был, казалось, моложе всех – чаще других смеялся, предпринимал самые отчаянные вылазки в лес, быстрее остальных умел тратить деньги, а когда в поле изыскателей так свирепо ели комары, что можно было взбеситься, Кошурников, неподвижно замерший у нивелира, говорил:
      – Пусть жрут! Крови у меня хватит.
      Он приходил в лагерь с опухшим, расчесанным лицом и все равно громче других пел вечерами в палатке. Неуемного, живого начальника уравновешивали старший техник Женька Алексеев – рассудительный, упорный, спокойный парень, и техник Володька Козлов – молчун, здоровяк и безответный работяга.
Володьку Кошурников подобрал где–то в тайге семнадцатилетним парнишкой и сделал добрым изыскателем. На него можно было положиться, как на самого себя. Козлов вечно просился на самые сложные участки трассы, силушка в нем играла, как в самом Кошурникове. Дружба троих изыскателей крепла потом на других трассах. Это была мужская дружба хорошей закваски. Не та легковесная дружба, когда у иного человека бывает "фотографический" друг, друг–собутыльник или "друг с баяном". Каждый из троих товарищей знал, что двое других поделятся с ним последним сухарем, сделают за него работу, если будет в этом нужда, в случае чего потащат на себе из тайги...
В 1933 году А. М. Кошурников писал студенту–практиканту Исидору Казимирову:
      "Пишу из Братска, где сижу в ожидании своего хвоста–обоза. У меня за этот сезон много всяких новостей – и приятных, а больше неприятных. Вскоре после твоего отъезда соседняя партия позорно бросила работу. С Илима вернулся 29 октября, а 1–го добрался до них, для чего пришлось заночевать на сентухе (то есть в снегу – это для меня новое чалдонское слово). Помог ребятам наладить дело – и дальше. В ночь с 3–го на 4–е мороз был 33 градуса. Но надо было поддержать вниманием людей на перевале. 7–го к вечеру был там. Открыл торжественное заседание по поводу 15–й годовщины Октября. Оттуда за сотню километров подался на коне к вершине реки Чебочанки, где ребята запутались с трассой. В ночь с 17–го на 18–е мы с Женькой Алексеевым опять ночевали на сентухе во время нашей рекогносцировки к истокам Киренги. В его отряде работали Домрачев Ленька и Матвей Коренблюм. Они все время жили в палатке. Ленька обморозил себе ноги и был отправлен в Игирму недвижимым. Матвей сбежал, а Женька остался один и мужественно перенес трудности. Сейчас послал к нему Володю Козлова. Вдвоем эти парни гору свернут. Самая большая моя неприятность за сезон – беда с Реутским. Он шел из тайги и давал сигнальные выстрелы. Винчестер разорвало. Петрович, наверно, лишится левого глаза. Такая досада – свой бы отдал.
      Ход на Верею я все же переделал после твоего отъезда. Славно получилось! Обязательно приезжай ко мне на будущий год – разжуем еще какое–нибудь дело".
В 1935 года Александр Кошурников выбрал очень сложный горно–таежный участок Рубцовка – Риддер, который должен был строиться сразу после изысканий, он несколько лет проработал здесь в качестве начальника изыскательской экспедиции, автора проекта и главного инженера стройки. Многие варианты Александра Кошурникова считаются классическими образцами изыскательских решений. Он первым в Сибири сел на самолет для проведения рекогносцировочных изысканий. Его метод попыток при поисках лучшего варианта требовал много работы, зато давал желаемый результат. О творческой силе и работоспособности Михалыча ходили среди сибирских изыскателей легенды. Ради счастья инженерного поиска он мог несколько ночей подряд делать работу за товарища, не требуя ни благодарностей, ни наград. Вот один отрывок из его письма: "Последние дни в основном помогал ребятам. Подсчитал, что применение двойной тяги на двух перегонах дает сокращение длины на 14 километров. Разве можно было упустить этот вариант? Распутал также перевальные петли – чрезвычайно интересное и трудное было дело! Сейчас чувствую полное удовлетворение, а это высшая награда".
     В 1939 г. стал проектным изыскателем новосибирского института Сибгипротранс. Вел поисковые работы на линиях Тайшет – Киренск, Новосибирск – Абакан и др.
Кошурникова настойчиво звали работать в аппарат проектного института, предлагали должность начальника отдела, соблазняли квартирой, окладом, премиальными. Он решительно отказывался. А когда "молнии" на трассу стали чересчур назойливыми, он отправил в Новосибирск телеграмму: "Повторяю. Не хочу в психиатричку. Кошурников. Точка".
Перед войной Александра Михайловича пригласили в Новосибирский институт инженеров транспорта на студенческое собрание. Он вышел на трибуну и сразу заявил, что никого не будет уговаривать в изыскатели, хотя его за этим позвали. Похохатывая, он рассказал о работе молодых инженеров на дороге Тайшет – Братск – Лена, на трассе Янаул – Шадринск. На следующий день вдруг обнаружилось, что весь поток хочет специализироваться на изыскателей.
Сразу после начала войны послали его начальником экспедиции на срочные предпостроечные изыскания линии Кулунда – Барнаул. Не было в экспедиции главного инженера, и он взвалил на себя его работу. Укрупнил изыскательские партии, вдвое сократив их число. На паспортизацию уже действующего участка дороги вместо целого отряда послал одного опытного инженера. Для ускорения рекогносцировки достал где–то новинку – нивелир–автомат Артанова. Ямы под столбы использовал для геотехнических исследований. Неделю Михалыч не слезал с коня, но все–таки нашел в степи близ Кучукского озера месторождение гравия, необходимого строителям. Экспедиция собрала полные данные о других местных строительных материалах, об источниках водоснабжения, произвела химические и бактериологические анализы вод Кулундинской степи. А главное, начальник экспедиции предложил новый вариант дороги, который стал на целых десять километров короче прежнего, хотя вначале казалось, что на этой прямой степной трассе нечего сокращать. Закончив все работы к зиме, экспедиция А. М. Кошурникова сэкономила государству 311,5 тысячи рублей.
Не легче было Кошурникову и в горах Кузнецкого Алатау. Потому это задание, самое важное и трудное за всю его изыскательскую жизнь. Однако надо было выдержать это, как должны были устоять люди там, на западе, где не выдерживало – гнулось и горело – железо...
Если молодые изыскатели заинтересуются сейчас, как работали их старшие товарищи на первой трассе военного времени, пусть, когда будут в Москве, зайдут в Центральный архив МПС, что на улице Обуха, и полистают в деле № 5 по описи № 143 отчет Сибтранспроекта за 1941 год.
Осенью 1941 года Кошурникова перебросили на изыскания дороги Сталинск – Абакан.
Железные дороги должны были подойти к тейским и абазинским железорудным месторождениям. Он писал из Абакана другу: "Работаю продуктивно – днем в поле, ночами камеральничаю. Полностью освоил этот военный стиль. Косогоры снял хорошо, с любовью, трасса легла славно, хотя такого результата здесь не ждали. Вариант получается очень и очень конкурентоспособным – "назло надменному соседу"!"
Уже с начала функционирования Транссибирской магистрали существовала проблема соединения ее железной дорогой с южными регионами Сибири. Особенно возросла эта необходимость в годы Великой Отечественной войны. Идею проложить дорогу через саянские хребты, соединить богатую лесом Восточную Сибирь с Кузбассом, Средней Азией, Казахстаном и Восточной Сибирью, инженеры высказывали более 100 лет назад. Во второй половине XIIX и вначале XIX веков за это дело брались русские и иностранные предприниматели. Согласно техническим условиям, прокладка железной дороги через Саяны была невозможна. "Абсурд, — писали зарубежные журналисты, — такая дорога невозможна в инженерном отношении, русские ее не построят".
В 1942 году новосибирский НИИ «Сибтранспроект» (позже Сибгипротранс) получает задание на изыскание и проектирование новой железной дороги от Абакана на восток, до выхода на Транссибирскую магистраль. Кошурникова срочно отозвали с трассы Сталинск – Абакан и поручили более срочное и трудное дело – за зиму надо было наметить трассы по очень сложному рельефу в горах Хакасии.  [7].
Дорога « Абакан – Тайшет» была очень нужна. Для дальнейшей разгрузки основной Сибирской магистрали и усиления транспортных связей внутри края и с соседними областями. Здесь последнее звено Южносибирской магистрали. Новая дорога сократила бы прежний путь от Тайшета до Абакана на 404 километра и приняла на себя в основной магистрали до 35% грузоперевозок. Это позволило бы ускорить освоение природных богатств Восточных Саян, Саяно-Партизанского месторождения высококачественных углей, содействовало бы освоению Ирбинского, Красноярского месторождений железных руд и больших запасов древесины в районах лесозаготовок.
Изыскания трассы предусматривалось вести по пяти вариантам, основными из которых были направления от Абакана на Нижнеудинск и на Тайшет. Будущая железная дорога должна была пройти через равнины и плодородные степи, обширные пастбища, места залегания полезных ископаемых, но ей предстояло преодолеть и многочисленные горные хребты, непроходимую тайгу, стремительные и по–сибирски своенравные реки в малодоступной и малообжитой местности.
Кошурникову хотелось взять с собой в экспедицию Женьку Алексеева  и Володьку Козлова – надёжных и проверенных ребят. Но Алексеев был далеко. Он сильно вырос в предвоенные годы, стал первоклассным инженером и сейчас сам выполнял ответственное задание.
Зато Козлов ни минуты не сомневался, что Михалыч возьмет его в Саянскую экспедицию.
      – Вдвоем пройдем, Михалыч! – уверял он. – Без проводника пройдем!
      Вначале Кошурников и сам думал взять его в компаньоны. Но когда изучил предварительный вариант, то выяснилось, что судьба всей экспедиции будет зависеть от одного важнейшего обстоятельства. Дело в том, что трассу будущей дороги от Абакана до Нижнеудинска он решил наметить по наиболее короткому пути. Сама природа подсказала маршрут экспедиции – вдоль реки Казыр. Легче строить дорогу вдоль реки – всегда над берегом есть терраса, всегда под руками надежное транспортное средство, всегда полно рыбы, леса, питьевой и технической воды. Долина Казыра составила бы две трети условного варианта – это было редким и счастливым совпадением.
      Но чтобы перевалить с верховьев Казыра на восток, к Транссибирской магистрали, надо было преодолеть высокий хребет – один из кряжей Агульских белков. Кошурников наметил, как ему казалось, самое глубокое седло для перевала и решил послать туда Козлова, чтобы тот срочно определил, какой длины потребуется перевальный тоннель. Володя Козлов с партией, состоящей в основном из студентов НИВИТа, выехал в Саяны. Он торопился, потому что перед отъездом состоялся у них с Михалычем решительный разговор.
      – Если дам нужную отметку, берете? – спросил Володя.
      – Ты сначала дай отметку, – пробовал отшутиться Кошурников. Он пока не верил, что может быть такое счастье. – Там посмотрим.
      – Нет, я хочу знать, – настаивал Володя, а потом рассмеялся. – Седло разрою лопатой, но дам отметку. Возьмете?
      Володя Козлов был почти уверен, что Кошурников включит его в казырскую группу, если через Салаирский хребет можно пробить тоннель. Через неделю он радировал с водораздела Иден – Кишта: "К работе приступил. Чую, что возьмете меня на Казыр, поэтому сушу сухари. Когда выезжаете?"
      Но отъезд задерживался. Надо было скомплектовать еще одну изыскательскую партию для работы в районе Нижнеудинска, сделать предварительное камеральное трассирование варианта, изучить по имеющимся источникам район работы, экипировать экспедицию. Выяснилось, что никто из бывалых людей Новосибирска по Казыру не ходил, а карты, которые как–то могут помочь в работе, сняты еще в 1909 году. Кошурников хорошо понимал сложность задачи, он писал в пояснительной записке к смете: "Немногочисленные экспедиции, которые проходили Центральные Саяны, всегда сопровождались человеческими жертвами – в порогах при сплаве на плотах, при переправах через реки, в горных обвалах и лавинах"
Бывалые изыскатели и геологи помнят, что стоило в те годы снарядить далекую экспедицию. Все шло на запад, где решались судьбы Родины. А здесь был на строгом учете каждый килограмм крупы, каждая буханка хлеба. Недели проходили в хлопотах, а изыскателям еще многого недоставало. Только в конце лета в партию Козлова выехал Алексей Журавлев. Но он вынужден был задержаться в Нижнеудинске. Оттуда Журавлев писал жене, тоже молодому изыскателю: "Ох, и надоело мне ходить по всем начальникам, маленьким и большим! Из–за несчастных топоров бегаешь 2–3 дня, а если что–нибудь поважнее, так и того больше. В общем, трудно сейчас оснащать экспедицию. Очевидно, в конце августа – начале сентября отправляюсь в тайгу. Договорился здесь, что тебя возьмут в партию № 1. Работы тут много".
      Задержку вызвали особые строгости военного времени. Экспедиция должна была работать вблизи государственной границы, и не могло быть речи о том, чтобы получить разрешение на пользование рацией. Да и пропуск в пограничный район, оказалось достать не просто.
1 сентября Журавлёв сообщал в Новосибирск: "Вчера наконец–то получил пропуск. Но, как назло, испортилось небо – низкая облачность, дождит. В общем, нелетная погодка была. Сегодня, правда, солнышко показалось. Если продержится так, завтра, возможно, улетаю на прииск Покровский, а там к начальному пункту нашей работы – к Верх–Гутарам".
      Алексей Журавлёв вылетел в Саяны и вскоре был уже в Верх–Гутарах. А Кошурников все сидел в Новосибирске. Не было обуви. Он писал другу: "Сколько еще просижу здесь – неизвестно. Главное, что не могу поехать без сапог, на остальное бы наплевал".
      Сейчас, может быть, смешно, что такая важная экспедиция задерживалась из–за пустяков. Но мы, наверное, подзабыли войну и не учитываем, что победы на фронте давались, дорогой ценой, что железный режим экономии пронизывал тогда все закоулки сложного народного хозяйства, касался каждого человека. Это было время, когда в столовые ходили со своими ложками, в гости – со своим хлебом, когда иждивенец получал на день триста граммов хлеба, да и тот был с примесью картошки, проса и еще каких–то остьев, которые царапали горло. Сахар тогда был желтый, крупнозернистый, а его месячная норма уничтожалась, бывало, за один присест, промтоварные карточки не всегда отоваривались, и на толкучих базарчиках платили бешеные деньги за коробку спичек, обмылок, стакан соли.
      Нелегко доставалось тогда лесным бродягам – изыскателям и геологам. Не секрет, что нередко приходилось им отправляться в тайгу в обуви на деревянном ходу.
Перед отъездом Кошурников получил письмо от отца, который тоже уехал из Новосибирска на восток, – неугомонный старик подрядился спроектировать подъездные пути к какому–то эвакуированному заводу. "Сын! – писал он. – Я узнал, что ты идешь в Саяны. Интереснейшее задание! Надеюсь, не подкачаешь. Смотри, будь мужиком! Что я еще хотел тебе сказать? Да! В Ачинске у дежурного по станции, я оставил для тебя свой спальный мешок, по пути заберешь. Хотя ему много лет, однако, он еще крепкий, на теплом собачьем меху. Больше нечем помочь, извини".
      Оставив Костю Стофато заканчивать дела, Кошурников, наконец, выехал. В Ачинске он отстал от поезда, чтобы взять отцовский подарок, а через день был уже в Нижнеудинске. Здесь он продолжил дневник, который начал вести в поезде.
      "17 сентября. 
Приехал в 6 часов утра. Сразу задержала милиция для выяснения личности – шел по путям. В Нижнеудинской изыскательской партии полная бесхозяйственность. Нужно будет наладить дело. Исключительно плохо с питанием. Совершенно не использованы резервы местного снабжения. Имеется рудоуправление (завтра зайду к ним), у них свое хозяйство, есть на Бирюсе база. С ними никто из искателей не познакомился, в райкоме, в райисполкоме никто не был – игнорируют местные власти и партийную организацию. Так далеко не уедешь.
Был у секретаря райкома, у него застал председателя райисполкома; в короткой беседе обрисовал цель и назначение нашей дороги. Очень заинтересовались, обещали помогать. Получил для партии бумажку за подписью председателя райисполкома к местным организациям об оказании помощи рабсилой, транспортом, жильем и пр.
      Проживу здесь дней пять–шесть, оживлю их работу, иначе нельзя. Они технически неверно приступили к работе. Вместо рекогносцировочного обследования железной дороги на Бирюсу занялись трассированием подхода к Нижнеудинску. Если бы не приехал сюда, провал работы партии № 1 был бы неизбежен.
      Выяснил, что получение пропуска Стофато связано с большими трудностями, нужно запрашивать Иркутск. Дал телеграмму оформить его в Новосибирске. Вероятно, он приедет дней через шесть. Уеду без него – пусть догоняет.
      Получил от Журавлева письмо из Верх–Гутар. За партию № 2 спокоен: работу сделают. Хорошие, надежные люди. Нужно помочь им только своим вниманием и присутствием. Дал телеграмму, что нахожусь в Нижнеудинске и скоро еду к ним. Будут хорошо работать".
Но телеграмма не застала Алешу Журавлёва, он выехал к Володе Козлову в партию № 2, которая работала на Салаирском хребте Агульских белков. Изыскатели этой партии уже подходили трассой к перевалу. Им надо было выяснить важнейший вопрос: как высоко лежит перевальное седло, можно ли бить сквозь хребет тоннель.
      "15 сентября.
      Был в Госбанке, получил перевод на 5000 рублей. Очень приветливо встретил меня управляющий. Большой патриот Нижнеудинска. По–детски наивно упрашивает меня дать выход железной дороге именно на Нижнеудинск, а не на Тайшет. В Верх–Гутары директору Саянского соболиного заповедника Громову написал рекомендательное письмо с просьбой оказать мне содействие".
      "25 сентября.
      Больше недели просидел в Нижнеудинске. Настроение вообще скверное, основная причина – волокита с пропуском Стофато. Из–за нее может сорваться поездка по Казыру. Очень плохо, что время ведет и наступают холода. По замерзающей реке не поеду – слишком большой риск. Написал об этом жене – она–то будет рада..."
      Послал он письмо и сыну Женьке. Парнишка ходил только в пятый класс, но Кошурников уже разговаривал с ним как со взрослым: "Поздравляю с днем рождения. Теперь ты уже, можно сказать, мужик. Я задержался в Нижнеудинске. Завтра утром вылетаю самолетом на Покровский прииск. В Саянах постараюсь купить тебе на зиму унты и Нинке тоже. Если задержусь, то, возможно, вернусь назад. Будь умником. Отец".
      Надежда Андреевна ответила: "Хорошо, если бы ты вернулся. Правда, ты мечтал об изысканиях в Саянах, говорил, что раз в жизни такое выпадает. Но я бы не беспокоилась, что ты там замерзнешь, и была бы только рада..."
Ожидая Константина Аристидовича Стофато, Кошурников не терял времени даром. Он облетал на самолете участок нижнеудинской партии, сделал аэросъемку и обработал ее результаты. Но ждать было уже нельзя. Тревожили метеосводки, поступающие из Саян. На перевалах уже лежал снег. Если зима спустится в долину Казыра – поездка не состоится, ответственнейшее задание будет сорвано.
      "26 сентября.
      Вылетел из Нижнеудинска в 7 часов утра по местному времени. Затолкали меня в брюхо самолета и закрыли крышку. Противно, едешь как в гробу. Обидно, что ничего не видно. Хотелось посмотреть для общего знакомства, но ничего не поделаешь.
      Прилетел в Покровск с восходом солнца. Местность очень оригинальная. Чувствуется большая высота. Растительность скудная, преимущественно лиственница. Травяной покров жиденький, много мха, часто на поверхность выступают камни.
      19 сентября здесь выпал глубокий снег и в затененных местах не стаял до сегодня. В тени днем температура держится ниже 0. На солнце жарко даже в одной рубашке – характерно для высокогорной местности".
      "28 сентября.
      Был у директора прииска. Получил необходимые сведения об условиях работы. Транспорт только зимой, нагрузка на лошадь 350 килограммов. Рейс Нижнеудинск – Верх–Гутары 7–8 дней. На одну транспортную лошадь нужно вести одну лошадь с фуражом, чтобы хватило на дорогу туда и обратно. Самая хорошая дорога в декабре и до половины января, потом появляются наледи на реке Бирюсе. Местной рабсилы нет. Нужно ориентироваться исключительно на привозную.
      В Покровске есть метеорологическая станция, существует с 1937 года. Одновременно с ней открыты метеостанции в Алыгджере и Верх–Гутарах. Есть метеостанция в Нерое. На Бирюсе гидроствор установлен в 1941 году. Ныне створ пронивелирован, установлены два водпоста, по которым ведутся регулярные наблюдения за температурой воды и горизонтом. Расходы не определялись. Все данные по этим станциям нужно запросить и получить из Иркутска.
      Вчера весь день была пасмурная погода, шел мелкий снег. Внизу выпал и стаял, на горах держится. Сегодня облачно, однако самолеты летают – облачность высокая. Осадков нет".
  Назавтра совсем прояснилось. Кошурников побрел к длинной поляне над рекой, куда садились самолеты. Костя прилетел со вторым рейсом.
"2 октября.
      Из Покровска выехали 29 сентября. Выехали поздно. Доехали до нижнего брода через реку Мурхой и ночевали. Вдоль Мурхоя тропа ниже третьего брода идет около 5 километров, после чего поворачивает влево на водораздел Мурхой – Гутара. До подъема на водораздел тропа сухая, легко проходимая. Начиная с водораздела и до Гутарских озер тропа топкая, почти на всем протяжении настланы сланцы, которые местами разрушены и непригодны для езды. Здесь объезжают стороной по топкому болоту. Лошади идут с трудом. Тропа не разрублена, и с широким вьюком пройти по ней трудно. Пересекая три частых водораздела, тропа подходит к Гутарским озерам. Эти озера расположены в котловане на водоразделе Мурхой – Гутара и имеют сток в обе долины. Между собой озера имеют сообщение. Дно каменистое, на отмелях поросло лопушником. Рыба не водится. Говорят, что со дна выделяются какие–то газы, и рыба дохнет. На озерах много уток.
      Поселок тофов расположен на левом берегу реки, на широкой надпойменной террасе. В поселке около двадцати пяти дворов. Дома хорошие, рубленные из лиственницы. Русских печей нет".
      Про Тофаларию Кошурникову рассказывали, будто там нечего делать милиции и судье, так как преступлений испокон веков не бывало. Все племя состоит из пятисот человек. До революции оно вымирало, а сейчас тофы не болеют, и врач томится без клиентуры. Тофские семьи очень дружные, и разводов якобы совсем не бывает. Дома в Тофаларии не запираются, и замков тут нет. О честности тофов ходят в Саянах анекдоты. После революции племя очень удивилось, что никто не требует с них ясак. Тофы сами тогда послали пушнину в Москву, но она вернулась. Новая жизнь пришла в Саяны...
Здесь, в тофаларском поселке Верх–Гутары, Кошурников предполагал быстро завершить подготовку к экспедиции, но не вышло. Он шел по поселку своей стремительной походкой с ружьем и рюкзаком за плечами.
      – Ружьишко–то придется сдать, товарищ! – остановил его какой–то человек. – Прошу со мной.
      – Полегче, полегче, – Кошурников поправил ремень своей бельгийки. – Кто вы такой?
      – Начальник охраны соболиного заповедника. По нашей территории с ружьем нельзя.
      – Так мы же в Казыр идем, миляга человек! Как можно туда без ружья? Медведь наскочит, а то еще и кто пострашней. Время–то какое...
      – Знаю. Однако я разрешения дата" не могу.
      – А кто может? Мы же спешим.
      – Громов, исполняющий обязанности директора. Но он в горы ушел и оставил строгий приказ – никаких исключений. Пройдемте со мной.
Кошурников писал:
      "Я не получил разрешения на провоз ружья. Директор заповедника Громов ушел в тайгу, так что повидать его не удастся. Даже острогу не разрешают взять. Головотяпски–бюрократичес>кое отношение работников заповедника к экспедициям, работающим в этом районе..."

      – Может, дать ему надо, Михалыч? – спросил утром Костя.
      – А вот за это я до войны морду бил! – Кошурников с трудом взял себя в руки. – Я сейчас доставлю сюда этого охранника...
      Он развязал мешки, стал доставать оттуда припасы экспедиции.
      Начальник охраны сначала отказывался идти к изыскателям. Но скоро понял, что этот кряжистый решительный человек не шутит, грозясь утащить его на себе. Пришлось согласиться.
      Дорогой разговора не получилось.
      – Без Громова я все равно ничего не смогу.
      – Бюрократ ваш Громов! – отрезал Кошурников. – Зимой я снова здесь буду, поговорю тогда с этим дуроломом, исполняющим обязанности.
      – Так соболь же, валюта, – тянул начальник охраны. – С нас тоже требуют. Соболь – это же...
      – Нужны мне ваши соболя!
      В избе, где остановились изыскатели, лежали на лавках сухари, соль, крупа, спички, ножи, хлеб, дробь, порох и другие припасы.
      Кошурников шепнул Косте, чтоб тот вышел и подпер дверь колом.
      – Ищите! – потребовал Кошурников, когда они остались вдвоем.
      – Чего искать? – не понял гость.
      – Ищите, чем я могу соболя добыть! У нас же только "жакан" на медведя да крупная дробь. Соболя в клочья разнесет. Отдайте ружье, иначе не выпущу отсюда.
      – С меня же Громов шкуру спустит, – грустно сказал пленник, опускаясь на скамью. – Ну, видно, ваша взяла...
      В тот же день возникло новое затруднение.
Из дневника Кошурникова:
      "3 октября.
      С нашим продвижением дальше дело осложняется. Нет проводника, а без него я на оленях ехать не берусь – не умею с ними управляться и за ними ухаживать. Оленей дают, а вот проводника нет. Дело плохо.
      Для поездки имеем весьма ограниченное снаряжение. Продовольствие: сухарей 30 кг, хлеба 20 кг, крупы перловой 5 кг, масла 2 кг, сахару 4 кг, соли 7,5 кг, табаку 1,3 кг, чаю 100 г, спичек 50 коробок, спирту 750 г, омуля 2,3 кг, перцу 200 г, лаврового листа 3 пачки, луку 1,5 кг, мыла 0,5 кг и кусок туалетного, мяса соленого возьму на дорогу в колхозе 5 кг.
      Имею ружье 12–го калибра, при нем патронташ заряженных патронов, 400 г пороху и 2 кг дроби.
      С одеждой благополучно. Нет палатки – не дали в Новосибирске. Спальные мешки не беру сам – громоздко. Очень плохо с мешками. Из Новосибирска не получил ни одного мешка. Не знаю, как буду вьючить. Имею 1 топор, 1 пилу поперечную, 1 долото, 4 ножа, 1 кастрюлю (котелков и ведер в Новосибирске не дали), 2 кружки, 2 ложки. Имею 4,5 кг манильского каната (40 метров). Нет остроги и "козы", возможно, из–за этого придется немного поголодать, так как на охоту я не особенно надеюсь".
      С гор подул холодный ветер. Зима уже опалила своим дыханием древесную листву, и осенние цветы вокруг поселка пожухли, не успев отцвести. До позднего вечера Кошурников ходил по поселку. Мешков он насобирал кое–каких, но успех дела зависел сейчас от проводника. Нет, не находилось человека, который бы решился сопровождать экспедицию в ее долгом пути по Казыру. Старые тофы отказывались.
      – Казыр? Шайтан–река? Нет. Идут туда люди и пропадают.
      – Но ведь государственное же задание! – доказывал Кошурников в правлении колхоза. – Приказ Москвы.
      – Старики прослышали, что железную дорогу сюда тянуть будут, – и в кусты, – объяснил председатель колхоза. – Белку, говорят, распугают инженеры, кедрачи погубят. Пошел бы я с вами...
      – Так пойдемте! – обрадовался Кошурников. – До зимней охоты далеко еще. Идет? Все, что мое, – ваше.
      – В Казыре я не был, но среди оленей с детства. Не могу я идти по другой причине. Предупредили меня – на фронт скоро. Так что не белок зимой стрелять придется. Сами знаете, что сейчас под Сталинградом делается. Однако помочь вам необходимо.
Кошурников писал:
      "4 октября.
      Воскресенье. Пишу, чтобы не сбиться в счете дней. Вчера договорился с проводником. Берется проводить Холлмоев Александр Иванович. Старик 57 лет. В Казыре не бывал, но мне главное, чтобы ходил за оленями. Договорился с ним на кабальных для меня условиях: 16 рублей в день, из которых половину колхозу, а половину ему на руки; бесплатное питание во время пути туда и обратно, доставка его с провожатым от Абакана до Нижнеудинска с посадкой на самолет; кроме того – и главное, – обязан дать ему бесплатно в Абакане полушубок и пимы. Дорого будет стоить мне этот Александр Иванович! Но ничего не поделаешь, придется часть расхода отнести за счет мяса. Ехать нужно, и с этим считаться не приходится.
      Заключил с колхозом договор, в котором перечислены все эти пункты, получилась довольно оригинальная бумага. Сегодня председатель колхоза преподнес мне счет за оленей. Оценил по 900 рублей штуку, а когда пил мой спирт, то обещал отдать по 700 рублей. Отпустил из кладовой колхоза 3 кг масла топленого из оленьего молока по 28 рублей за килограмм. С виду масло как масло, а на вкус мне не понравилось – какой–то специфический вкус, вернее, запах. Зверь – он зверь и есть. Председатель колхоза дал мне острогу. Имеет два недостатка: 1) трехзубка – годится преимущественно на крупную рыбу и 2) сломана трубка.
      Теперь почти всем обеспечен. Подобрали 9 оленей и упряжек к ним. Плохо обстоит дело с сумами, имею только две пары, а набирается 5–6 вьюков. Придется все везти в мешках, а это гиблое дело.
      Я буквально остался без гроша в кармане. Призывали в армию председателя колхоза, пришлось дать ему 1000 рублей, да на 1000 купил всякого барахла, 1000 взял Костя и 2000 истратил по дороге за проезд, аэросъемку, продукты и пр.
      Завтра выезжаем".
      Кошурников спрятал дневник, придерживая стекло, поболтал керосин в лампе, начал писать письма. "Здравствуй, друг, и до свиданья! Завтра в путь. Уезжаю с чувством полного успеха. Надеюсь Казыр проскочить быстро. Постараюсь сократить остановки..."
Инженеры не могли точно сказать, за какое время, преодолеют они расстояние до Абакана. Абакан, собственно, был лишь конечной, а не главной целью. Добраться бы только до первого селения на Нижнем Казыре! Ведь все сложные и неясные вопросы, связанные с изысканиями и строительством будущей дороги, разрешались в безлюдной горно–таежной местности между Верх–Гутарами и пограничной заставой. Крайний срок, который установил Кошурников для выхода к жилью, истекал 20 октября. Он сообщил в Новосибирск, чтобы до этого момента о нем не тревожились. В распоряжении экспедиции оставалось полмесяца...
      Поздно вечером накануне отъезда Кошурников узнал, что в поселке появился еще один работник заповедника – единственный в Тофаларии человек, который бывал на Казыре. Оказалось, что Колодезников только что вернулся из тайги смертельно уставший, голодный и не мог держаться на ногах.
      – Завтра, все завтра, – бормотал он сквозь сон, поматывая жесткой бородой. – Бриться завтра, в баню завтра, дела завтра.
      Кошурников тряхнул его за плечи, приподнял на руках.
      – Спишь? Слушай, товарищ! Проснись! Нам же выезжать надо. Война же, пойми...
      – А? Что такое? – Колодезников с трудом приходил в себя. – Да отпусти ты меня! Держишь как малого ребенка...
      Кошурников коротко высказал свои сомнения.
      – Издохнут! – услышал он категорический ответ. – Жрать в Казыре оленям нечего. Мы с Громовым сплавлялись на плотах. Несколько порогов непроходимы вообще, бросать плот придется. Заходите завтра утром, расскажу подробнее, а сейчас не могу. Прости, товарищ...
     5 октября 1942 года, когда шла великая битва под Сталинградом, экспедиция в составе трёх человек: начальника экспедиции – Александра Михайловича Кошурникова, инженера – Алексея Диомидовича Журавлева и техника – Константина Аристидовича Стофато отправилась в путь на исследование маршрута Нижнеуинск – Верх-Гутара по р. Казыр на Курагино – Минусинск – Абакан. Проводником был один из охотников, проживавший в горной стране Тофаларии.
      "5 октября. Понедельник.
      Наконец–то отправились по основному маршруту. Выехали в 12 часов дня по местному времени и остановились на ночлег в 6 часов вечера. Проехали 23 км, по словам проводника Александра Ивановича да и по–моему тоже.
      Нижняя
Категория: Новости | Просмотров: 542 | Добавил: attlon | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Март 2011  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта
  • адрес: бухгалтерские продукты мебель портала телекоммуникации товары оборудование.

  • Мини-чат


    Copyright MyCorp © 2025Сделать бесплатный сайт с uCoz